Тинувиэль, Хольгер


Мир Толкиена и аналитическая психология

Как известно, любая художественная книга описывает тот или иной этап индивидуации (развития личности) героя, или нескольких героев, или некоторой собирательной личности, которая может быть соотнесена с целым сообществом людей, который может быть описан с использованием архетипов - фундаментальных структур человеческой психики, проявляющихся в человеческой культуре с момента ее возникновения и направляющих развитие личности. Их изучением занимается аналитическая психология [1]. Особенно ярко архетипы должны проявляться в литературе фэнтези, которая имеет непосредственную мифологическую основу - на наш взгляд, по-видимому это и делает ее особенно привлекательной для читателя, который сознательно или бессознательно ищет именно образы, наиболее близкие к архетипическим - на наш взгляд, именно это обеспечивает успех у зрителя фильмов с резко разграниченными добром и злом, а также книг и фильмов, описывающих внутренний мир героев. Наивно может казаться, что интерпретация мира Толкиена с точки зрения архетипов чрезвычайно затруднена, так как в отличие от миров Урсулы Ле Гуин, где целью является установление гармонии между различными началами психики [2], в мире Толкиена основными началами являются Добро и Зло, компромисс между которыми невозможен. Однако, как мы покажем далее, архетипическая трактовка к миру Толкиена вполне применима так же, как и к книгам Урсулы Ле Гуин. Этот вывод, впрочем, вполне естествен, так как добро и зло имеют архетипический характер, являясь "принципами нашего суждения" [1]. Более того, на наш взгляд популярность книг Толкиена (и поставленных по ним фильмов) прежде всего обьясняется именно яркостью описанных в них архетипических образов.

читать дальше